All you need is love. The Beatles

Домашнее обучение. Личный опыт

Изображение:
Домашнее обучение. Личный опыт
Тема семейного обучения встала перед нашей семьей внезапно, когда нас озарило, что школа мешает, отвлекает внимание от наших задач и их неотложных решений. Поэтому сомнений в этом шаге не было, а сейчас, пережив несколько независимых учебных лет, я понимаю, что свой шанс мы не упустили.

Наш режим

За эти три учебных года мы испробовали не один график занятий. Ребенок растет, возможности его увеличиваются, режим занятий соответственно тоже меняли.

Проблемы были. Особенно это касается первого этапа: пятый класс. Именно тогда мы перешли на семейное обучение.

— ребенок у нас был не пишущий (переписать текст из пяти строк невозможно)
— проблема с правописанием, каллиграфией, скоростью письма
— материала по математике наоборот не хватало – все решаем устно, быстрее, чем мама прочитает задачу
— английский – отличные результаты только с использованием ушей: произношение, понимание, диалоги, интонации, объем лексики хороший. Проблемы: не пишет, не читает.

Плюс был огромный в том, что ребенок проглатывает материал в огромном количестве, с большой скоростью и с высокой мотивацией.

Опишу наш обычный день на сегодня. 7 класс. Такая схема действует ежедневно, 5 раз в неделю. 4 недели учимся, одну отдыхаем. (Летом обычно занимаемся, но график другой.)
8.00. русский
9.00. история
10.00. литература
За этот блок занятий отвечаю я.. Занятия бывают разные. Иногда полностью самостоятельная работа. В другой раз вместе занимаемся. Учебные планы школьные составлены, чтобы не успеть на уроке ничего. За три года я уже чувствую себя уверенно, поэтому сама распределяю время по темам: где-то сидим дольше и углубляемся, что-то пробегаем для ознакомления. Виды работы: чтение, чтение вслух, пересказ, конспект, тесты, сравнительные характеристики, просмотры учебных фильмов, дополнительные источники, сочинения, диктанты, изложения. Результат: грамотность возросла. На сто слов диктанта было 10-11 ошибок, сегодня 2-3. В прошлом году получили годовую «4». Просто я уступила: вместо переписывания из учебника мы вставляем буквы и дополнительные методики я покупаю такого же плана. Экономим время и успеваем сделать огромное количество упражнений.

По литературе добавляю произведения на возраст Ромы. Много читаем вслух всей семьей, обсуждаем, особенно летом. Объем художественного чтения меня пока не удовлетворяет, но Рома много слушает плеер. Там только фантастические рассказы: Шекли, Азимов, Гаррисон. Под их влиянием наговаривает свои рассказы.

С 11.00 до 19.00 Ромино время. Ответственность только на сыне. Распределить время надо так, чтобы все успеть. Алгебра, геометрия, музыка все предметы (по классу фортепиано), волейбол, бассейн, фитнесс-клуб.

С 19.00 до 22.00 Уроки папы. Это английский, физика, информатика. Позже проверить алгебру, геометрию. Столкнулись с проблемой, что вечером не успеваем проверить то, что Рома решил днем.

С английским языком тоже ситуация выправилась. Рома отлично читает и пишет. Аудирование его конек. Сейчас к нам ходит девочка 9 класс на эти уроки. Отлично взаимодействуют. Уровень языка примерно равный.

В выходные биология, география.

У нас существует понятие прогул, опоздание – это только для блока уроков 8.00-11.00. За пропущенный урок наказание 4 часа без электронных устройств: компьютера, телефона, телевизора, Интернета. Это наказание Роме нравится, иногда он объявляет о планируемом прогуле, но утром может поменять мнение.

Правила у нас четко всем известны, поэтому недельный план выполнять стараемся все.

Летом мы живем за городом и развлекаемся с Ромой по полной программе. (Папа нам не может много внимания уделять, но зарядку рано утром и пробежку осиливает с сыном. Подготовились к сибирскому марафону сами и соседскую овчарку.) В это лето углубленно изучали физику (за три четверти), геометрию (за две четверти). Держали на пульсе русский. Историю России просто читали, иногда работали с картами. Посмотрели много фильмов по программе литературы. Конечно, читали много. Прослушали аудиокурс английского. Пытались сделать работу по муравейникам, в этом году выбрали тему: колонии тлей.

Математика

Начальная школа спасла нас учебниками Петерсон. Рома с удовольствием вписывал цифры в пустые клетки учебника. А вот упражнений с палочками было мало – одна строчка внизу страницы. Эти упражнения игнорировались полностью. Такое же состояние наблюдалось в упражнениях «Раскрась картинку». Я приняла это упорство ребенка. И именно тогда, поняла, зачем нужен индивидуальный подход.

Рому очень интересовали разные методы решения одной и той же задачи. Были случаи, когда еще в начальной школе учитель полностью перечеркивал решение сына. А Роман, обсуждая и объясняя свою позицию, мог отстоять свой способ как правильный. Я эти истории узнавала совершенно случайно и, конечно, вспоминала саму себя.

Только в прошлом году Рома заинтересовался тестами Айзенка. Определить IQ сына мне хотелось очень давно, но даже серьезного разговора я об этом не заводила – ждала искру. Косвенно было понятно, что коэффициент интеллекта у него очень высокий. Около трех часов мы потратили на объяснение правил теста, пару тренировочных заданий, непосредственно сам тест и пару специализированных тестов на пространственное воображение. Результат оказался отличным.

При переходе в среднюю ступень обучения мы продолжали работать по Петерсон пятый и шестой класс, а в школе был учебник Виленкина. На этом этапе произошел переход на решение текстовых задач в общем виде. Очень полезный навык, который папа и Рома давно взращивали по капельке. Людмила Григрьевна Петерсон глубоко разработала эту теоретическую часть учебника. Ребенок без родителей может освоить весь материал.

В этом учебном году мы перешли на учебник «Алгебра» Сергея Михайловича Никольского. Отличная качественная разработка. Есть несколько существенных отличий от других учебников:
— очень похож на вузовские учебники;
— теоретической части отведено важное место, это именно учебник, а не набор примеров и задач;
— главы строго структурированы и последовательны: материал не перемешан по темам
— задачи после теоретической части расположены в порядке нарастающей сложности, и можно остановиться на том уровне заданий, который соответствует ребенку (Рома странно выбирает последовательность выполнения примеров: то начнет с самых сложных, то решает вразнобой.);
— есть отдельные разделы для повторения: именно здесь встречаются задания из разных тем и большой объем текстовых задач;
— присутствуют главы по истории математики;
— включены дополнительные параграфы для углубленного изучения.

Рекомендую обратить внимание на книги Шарыгина Игоря Федоровича. Мы их использовали летом для дополнительной работы по математике. Например: «Уроки дедушки Гаврилы, или развивающие каникулы». Это увлекательная повесть о мальчике и дедушке.

Важный момент. При обучении дома я столкнулась с проблемой большого количества тетрадей по предметам. Изменила ситуацию так. На каждый предмет заводится одна тетрадь формата А4. В этой тетради пишут все: Рома, мама, папа. И все виды работ попадают в нее: черновики, решения, размышления, дополнительные задачи, контрольные, тесты. Каждый день с новой страницы. В новом учебном году мы продолжаем писать в этой тетради, пока она не закончится. Это очень удобно. Вы ничего не потеряете, большой лист позволяет родителям размещать подробные замечания, исправления.

Устный счет. Эта проблема существует у всех детей и взрослых, поэтому ей нужно заниматься дополнительно, постоянно и желательно в паре. Методик для использования в работе очень много. Можно использовать классические методики высшей школы или остановиться на авторских разработках. В серии «Познавательно! Занимательно!» издательства Дрофа вышла книжка Коликовых «Изобретательность в вычислениях».

Можно придумывать ритуальные игры: каждый номер автобусного билетика превращать в число сто. Ромин последний билетик был такой: 166509. Расставьте математические знаки (+, -, * и /) и скобки так, чтобы получилось сто. Попробуйте. Это хороший устный счет на быстроту, ведь победить хочется всем, между ребятами возникает здоровая конкуренция в дороге.

Су-до-ку видел каждый в киоске союзпечати. Отличная игра на устный счет и логику. Начинаем с легких вариантов. Хорошая привычка в каждый рюкзак положить по одному журнальчику и карандашу с резинкой на конце. Чтобы сократить время на перекладывание учебников у нас разные сумки: сольфеджио, специальность, композиция, хоровая, спортивная.

Еще одна игра для длинной дороги или пробки. Алгебраические и геометрические прогрессии. Начинаем с самого простого. Перечисляем несколько членов последовательности, ребенок анализирует и говорит какому числу будет равен следующий член последовательности. Можно позже давать понятие формулы последовательности в общем виде. Даже если у вас получится поиграть только пару раз, ребенок быстро схватит тему. Дальше уже каждый придумывает последовательность, а другой отгадывает.

Игра «формулы на снегу». Так мы изучили квадратные уравнения и их решение. Зимой мы поехали за город, и по дороге Рома рассказал решение последнего текстового квеста из компьютерной игры «Космические рейнджеры». Мы были очень удивлены, потому что для решения нужно было вычислить дискриминант. Рома решил методом подбора и был заинтересован новым способом. Нам просто ничего не оставалось, как исписать все газоны вокруг дома – это подходящая площадка, только прутик нужен длинный.

Решение текстовых задач у нас вынесено в отдельный вид работы, но теперь взаимодействия с родителями требуется меньше. Это отличное развлечение для всех. Последний раз, когда мы принимали гостей, потребовалось срочно решить задачку шестого класса. Все восемь человек (четверо взрослых и четверо детей 7, 9, 10, 11 класс) решали. Конечно, наш папа раскусил ее за несколько секунд, а остальные попотели.

Задача: На складе: 64% пшеница,16% овёс, 20% кукуруза. В товарный состав загрузили всю пшеницу и всю кукурузу. Какой % погруженного зерна составила пшеница?

Остановимся на логике еще раз. Уже упоминалась книга: Льюис Кэрролл «Логическая игра». У нас издание 1991 года в серии «Библиотечка Квант». Эта книга написана в 1887 году, она знакомит нас с оригинальным графическим методом решения силлогизмов и соритов. Рекомендована для 8-10 классов, но у нас эта книга пошла намного раньше 4-5 класс.

Приведу пример задачи из математической олимпиады Кенгуру за 2005 год. По ней нами разрабатывался проект с использованием метода Кэрролла.

Для украшения класса к празднику 8 Марта купили воздушные шарики: синие, красные и зеленые. Некоторые из них длинные, а некоторые — круглые.
Известно, что все зеленые шарики — круглые, а все длинные — красные.
Тогда обязательно:
(вариант A) все красные шарики — длинные;
(вариант B) некоторые длинные шарики — синие;
(вариант C) все круглые шарики — зеленые;
(вариант D) все синие шарики — круглые.
Выберите правильный вариант.

Для подготовки ребенка к ЕГЭ по математике можно вводить тесты. И решать их в любое время. Мы только начали эту работу. Ознакомительный этап. «Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс». Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Издательство «Легион». Структура тестов сохранена, это полезно для навыка итоговой аттестации. В этой книге содержится 44 теста и ответы.

Много книг ждут своей очереди, но мы не торопимся. У каждого своя учебная траектория. Рому я не считаю уникальным ребенком, он просто любит математику и наслаждается ей вместе с нами.

Геометрия

Это мой любимый предмет. Поэтому цель была поставлена обычная: найти путь к сердцу сына, показать глубину и мощь предмета без отказа от письменной работы.

Приведу несколько видов книг для младших детей. Конечно это любые красочные книги и конструкторы, использующие различные геометрические формы. Конструкторы могут усложняться от плоских к объемным.

«Геометрия для малышей» В. Житомирский, Л. Шеврин. Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1969 год. Это еще моя книга, я занималась с мамой в моем детстве. Ее мы читали с Ромой. Это сказка и учебник одновременно. Главные герои: Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино. Потом появляются новые герои: Точка, Ножницы, Циркуль, Линейка, злая Резинка-разбойница. Много упражнений и практических заданий.

Важное место занимают развертки. Мы много вырезали. Склеивали целые замки. Ребенок видит плоскую деталь непонятной формы, а потом эта бумажка превращается в лестницу или часть крыши. Можно обратить внимание на книги издательства «Айрис пресс». Серия книг «Мультиконструктор». Одна из них: Л.Е. Дубас Ласточкино гнездо, 2000 год. Достаточно будет 2-3 книг на несколько лет, это серия выполнена очень качественно –высокая точность деталей. Другая серия «Чудо-страницы» выпускается компанией «Махаон». Мы собирали замок волшебника. Точность этой разработки немного ниже, но использован другой принцип: склеиваем постройки не только снаружи, но и оборудуем внутри, крыши снимаются, двери открываются. Этот замок хорошо подходит для игр. На первом этапе можно не вырезать детали, а выдавливать. По этой технологии работает www.umbum.ru ООО «Умная бумага». У них есть разные тематические серии.

На этапе начальной школы мы использовали книгу Шарыгина «Наглядная геометрия». Она рекомендована для 5-6 классов, но можно начать по ней работать раньше. Это просто энциклопедия геометрических развлечений на много лет.

Еще одна книга, которую мне не удалось приобрести, но на озоне в каталоге она есть. М.В. Ткачева «Вращающиеся кубики. Альбом заданий для развития пространственного воображения», Дрофа, 2002 г.

Для работы по геометрии в седьмом классе нужно обязательно приобрести тетрадь с решениями задач и пропусками в них. Л.С. Атанасян «Геометрия. Рабочая тетрадь», издательство «Просвещение», 2008 г. Это позволит ребенку плавно погрузиться в специфичную работу по предмету геометрия и попытаться влюбиться в предмет.

Устраивайте на дачном участке геометрические разметки, на потолке в квартире решайте задачки при дизайне потолка, читайте книгу Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия». Это позволит ребенку понять, что геометрия это не только теоретическая наука, но что она имеет практические стороны и истоки.

Геометрией Рома занимается практически сам. Летом за месяц мы вместе вошли в предмет и с материала третьей четверти он работает самостоятельно. Я предпочитаю использовать учебно-методические комплекты для учителей. Там много интересных дополнительных задачек, тестов, разработаны самостоятельные и контрольные работы. Ребенок просто движется от урока к уроку и действует по этой инструкции. На полях этой книги я делаю разметку по срокам: шестая неделя, 2-8 февраля. Сейчас на неделю отведено по 10 страниц методики, получается по две страницы в день – это очень небольшой объем. Ребенку комфортно. Усидчивость проявлять все равно приходится, особенно в случае устного разбора материала в начале недели и кучи письменных задач на последний день. Это помогает найти свой стиль работы, учит планировать.

Физика
Информатика
Английский язык
Русский язык
Литература
История
Биология
География
Физкультура
Труд
Свободные проекты
Музыка
Логопед

Автор неизвестен
11:10
1003
Pi

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!